Get Adobe Flash player

На сайте

Сейчас 16 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Пища

Индивидуальность человека может быть расчленена следующим образом:

1. Предвечное "Я" или Абсолют, общее всем живым существам (брахман).

2. Проекция из этого предвечного "Я" в одну определенную точку космоса (атман). Заметим, что это не заключает в себе идеи пространства и времени.

3. Организм душевный.

4. Организм инфра-душевный.

5. Организм астральный.

6. Организм инфра-астральный.

7. Организм физический, достаточно хорошо сообщающийся с тем, что можно назвать поверхностным напряжением индивидуума, рассматриваемого как единое целое.

Можно объединить организмы душевный и инфра-душевный под общим названием душевного тела, и организмы астральный и инфра-астральный под наименованием астрального тела.

В различных учения тонкие тела (выше астрального) называются по-разному: ментальное, каузальное и т.д., но суть от этого не меняется.

Индивидуум в своей совокупности является динамичным, не статичным, каждый из организмов № 3, 4, 5, б и 7 строит себя сам из среды соответствующего плана. Например, физическое тело строит, питает и обновляет себя из материальных элементов. Астральное тело строит, питает и возобновляет себя из астральных элементов и т.д.

Индивидуальность характеризуется постоянным динамизмом на всех планах; способность существа к восприятию выражается особой математической формулой. Динамизм, рассматриваемый независимо от его содержания, постоянно возобновляется через пути обмена на различных планах и составляет первичную сущность индивидуума, а он группирует и управляет некоторым числом аналогичных вторичных динамизмов, которые неодинаково реагируют на него и составляют вторичные личности. Совокупность первичной личности (ментала) и вторичных личностей составляет видимую личность индивидуума.

Фундаментальным принципом тайнознания является тот факт, что любое действие, осуществляемое на одном плане данного индивидуума вызывает соответствующие действия на других планах этого индивидуума. Например, действие, произведенное на физический организм посредством изменения пищевого режима, вызывает соответствующие воздействия на душевный организм, и наоборот, воздействием на астральный организм можно вызвать исцеление заболевания физического организма. Но помимо этого общего взаимодействия, каждый из различим организмов, составляющий человеческую индивидуальность, имеет ещё, можно сказать, своего личного представителя в каждом из организмов других планов. Просматриваются следующие взаимодействия:

  • Пищеварительный аппарат есть собственный представитель физического организма.
  • Аппарат кровообращения взаимодействует с инфра-астральным организмом.
  • Аппарат дыхания взаимодействует с астральных организмом.
  • Симпатическая нервная система взаимодействует с инфра-душевным организмом.
  • Система спинно-мозговая (церебро-спинальная) взаимодействует с душевным организмом.

В мозгу существует железка, взаимодействующая с менталом и относительным "Я". Этот центр при некоторых условиях и посредством некоторых процедур может быть настроен в точке на вершине человеческого черепа; в этом случае индивидуум будет ориентирован на связь с предвечным "Я" или Абсолютом.

Как мы увидим в дальнейшем, сексуальный аппарат является в человеческой индивидуальности паразитирующим организмом.

Прибавим важное замечание: любой орган со своими взаимодействующими на различных планах тонкими телами в силу всеобщего космического закона имеет тенденцию индивидуализировать себя и играть роль вторичной личности, паразитирующей на личности первичной (ментале).

Все вышеуказанное позволяет узнать, понять, насколько важно для практикующего установить правильный пищевой режим. Важность этого усугубляется еще и тем фактом, что пищевой режим послужит нам точкой отправления в трудном обучении воле, которое заключается в очищении от желаний вторичных личности.

В большинстве практикующих группировок в обычае налагать на обучающих режим сурового воздействия, иначе говоря, аскетизм. Эта практика имеет в своей основе определенную цель, но способ ее приложения представляет собой больше затруднений, чем пользы. Действительно, как мы увидим, цель режима двойная: сначала произвести физиологическое состояние, через свои астральные и душевные отражения благоприятное для духовного развития, и затем освободить учащегося от связи желаний с телесными привычками.

Но чаще всего, налагаемый режим не отражает ни первой, ни второй из этих целей, за исключением некоторых индивидуумов, особенно хорошо одаренных и уже сильно продвинутых психически. Физические страдание, болезнь и даже просто плохое здоровье составляют препятствие для ментального развития. Для подавляющего большинства обучающих идеалом является иметь организм, функционирующий так, что от этого никаких беспокойств.

Хорошо выбранный режим, несомненно, является лучшим условием этого физического спокойствия. Но универсального режима, соответствующего всем климатам и темпераментам, не существует. То, что великолепно в Индии, может оказаться дурным в Париже или Лондоне; что же касается индивидуальных различий, то, как говорят англичане, пища одного человека может оказаться ядом для другого (для его соседа).

С другой стороны, суровые режимы снимают одни цепи, чтобы выковать новые. Немало вегетарианцев, которые бывали потрясены, если однажды обстоятельства заставляли их питаться мясом. Если дурно не мочь расстаться с мясом, то так же дурно не мочь расстаться с салатом. Немало также людей, полностью воздерживающихся от спиртных напитков, но эти самые люди испытывали к чаю или кофе ту же страсть, какую испытывают пьяницы к крепчайшим напиткам. Также очень часто эти мелочные строгие соблюдения режима вовлекают в фарисейскую гордыню, а это антипод подлинного совершенствования.

Христос ел и пил все, что ему предлагали, и, хотя он был назореем, превратил воду в вино в Кане Галилейской.

Сокровенное учение должно быть освобождением, и, как хорошо сказал Кришнамурти, - совершенно напрасно покидать одну тюрьму, чтобы войти в другую, порвать одни цепи, чтобы надеть на себя новые.

Дадим теперь общие установки, которые должны управлять выбором.

Пища должна быть строго достаточной, чтобы поддерживать тело в добром здравии, избегая всего того, что может противоречить духовному учению. Рассматривайте питание как средство, а не цель, и пусть никакое вожделение не влечет вас к одной пище больше, чем ко всякой иной.

Общее правило: ЕШЬТЕ МАЛО.

В современной жизни мы едим слишком много. Мы настолько расширили наш желудок, что это дало нам привычку к аппетиту, непропорциональному нашим физическим нуждам. И таким образом, пищеварительный аппарат стал играть в организме паразитическую роль, поглощая для своей функции большую часть сил, которые производятся усвоением пищи. Убавляйте мало-помалу свой ежедневный рацион таким образом, чтобы достичь нормального количества еды, но не более. Я пишу - мало-помалу для того, чтобы желудок убавлял свою вместимость до надлежащей нормы постепенно. Примите за правило следующий совет: вставайте из-за стола, когда у вас еще остался аппетит.

Затрудненное пищеварение сделает ваше практическое обучение не только вредным, но и опасным, потому что оно вызывает усталость сердца.

Надо, чтобы вы смогли постепенно прийти к постоянному режиму хронического поста: легкий завтрак утром, пища в середине дня, легкий ужин вечером. Во время еды не пейте совсем или пейте очень мало, давая вашему организму необходимую порцию жидкости в другое время. Вы найдете, что не только легко переносите этот режим, но что ему обязаны крепким здоровьем и сопротивляемостью усталости, чему вы будете удивлены. В дальнейшем вы заметите, что по мере того как ваше обучение продвигается вперед, ежедневное количество пищи, необходимое вам для поддержания тела, будет уменьшаться и, наконец, сделается чрезвычайно ограниченным: и это будет не только без вреда для вашего физического здоровья, но как раз наоборот.

Исследуем теперь природу пищи. Первым здесь встает вопрос о вегетарианстве, которое предписывает своим адептам большинство школ.

Давайте несколько подробнее рассмотрим этот вопрос, отбросив в сторону все соображения сентиментального и религиозного порядка (что думает по этому поводу Шрила Прабхупада, - читайте в дальнейшем в "Бхагавад-Гите").

Мы есть то, что мы едим! Это аксиома.

Плоть высокоорганизованных существ (а такими несомненно являются животные, - им немного осталось до воплощения в человеке!) имеет тенденцию активно впитывать в себя все энергетические эманации существ, оболочкой которых они являются. Ну, а теперь вспомните, какими чувствами и эмоциями живут поедаемые нами животные. Вы хотите испытывать то же? Тогда всё в порядке, кушайте на здоровье, но не удивляетесь, что не можете контролировать в себе вспышки ярости, гнева, насилия и сексуального желания!

Добавьте к этому сильное чувство ужаса и страха, испытываемые животными, когда их забивают на бойнях. Если вам это не мешает жить в радости и спокойствии, вы нормально себя при этом чувствуете, ничем не болеете, - продолжайте в таком духе и дальше. Правда, удивительно, зачем тогда вам практические упражнения, вы и так в порядке физическом, а психическое, и тем более  -  духовное  вас мало должно при этом интересовать!

Подведём итог и поставим вопрос следующим образом: необходимо ли вегетарианство для сокровенного обучения?

С одной стороны:  многие учителя не были вегетарианцами.

С другой стороны: Иисус также не был вегетарианцем. Кроме того, он сказал: "То, что входит в тело, не может осквернить человека". Но следует учесть, что он не был нам ровней. Его личность была настолько высока и развита, что несоблюдение одного из многих правил, помогающих эволюции, не могло сказаться отрицательно. Кроме того, он был очень умён и понимал, что привыкший грешить народ, не сможет отказать себе в мясоедении. Дай бог ему осилить десять заповедей! 

Примеры можно было бы при желании продолжить. Но, если отбросить в сторону все соображения религиозного и сентиментального порядка, можно сделать вывод: употребление мяса не является препятствием в психологическом развитии. Однако,  воздержание от него представляет собой одно из наиболее благоприятных условий для более продвинутого обучения, при условии, что мы заменяем его малым количеством очень питательной вегетарианской пищи; ибо есть вегетарианцы, которые наполняют желудок значительной массой пищи и тем ввергают себя в двойную неприятность: хроническое несварение и истощение, что несовместимо с серьезным обучением.

Обучающийся сделает хорошо, если, не отказавшись от мяса, значительно убавит его употребление: один раз в день умеренное количество мяса, и один раз в неделю - полный отказ от него.

Идеальным было бы замена мяса такими овощами как: горох, фасоль и особенно чечевицей, которые являются продуктами, более питательными, чем мясо. Очень полезны зеленые овощи и салаты, но не в слишком изобильном количестве; фрукты, преимущественно сырые - в умеренном количестве.

По возможности откажитесь от консервов, каковы бы они ни были. Это лишь общие указания. В действительности же для каждого человека необходим свой индивидуальный режим. Пусть каждый подберёт сообразно своему вкусу тот режим, который ему подходит более всего.

Известно, что правильный режим может исцелить тяжелую болезнь, я говорю не о режиме современной медицины, который основан на псевдонаучных суевериях.

Теперь в отношении вина. Нужно ли от него отказываться? Христос употреблял его. Ритуальное поглощение вина является существенной частью церемониала массы, а также практиковалось в большинстве посвящений. Но его можно употреблять в очень умеренном количестве, ибо оно является препятствием в практике физических и психических упражнений и может даже создать опасность в процессе обучения. Что же касается алкоголя (спирта), его надо исключить совсем из ежедневного режима и принимать только в исключительных случаях предоставив его для той роли, которая хорошо известна с древних времен как очень сильное в некоторых случаях лекарство.

Что касается других напитков, то неумеренное употребление крепкого кофе или чая делает психическую концентрацию очень трудной; оно также утомляет сердце, в особенности в процессе дыхательных упражнений.

Помните, реакции на различные продукты и напитки сильно варьируются в зависимости от индивидуума. Но во всех случаях существенно не сделаться рабом какого-либо лакомства или какой-нибудь пищевой привычки.

В условиях современной жизни все привыкли выполнять свою ежедневную работу автоматически. После работы вы возвращаетесь домой и автоматически обедаете. Таким образом, ваша личность не привязывается к вашим занятиям и ежедневным делам, которые становятся как бы одеждой, которую вы надеваете или снимаете по желанию. Это хорошо, но если, выходя из конторы, вы испытываете потребность зайти в кафе и что-нибудь выпить (и не обязательно спиртное!), потому что вас такая привычка - вот это уже плохо. Плохо не потому, что вы выпиваете - может быть, вы выпиваете очень мало, а потому, что вы не можете пройти мимо кафе. Привычка принимать определённый напиток в определенный час сделалась противозаконной дополнительной частью вашей личности. Вы более не свободны. Частица вас отныне - у столика кафе, вас притягивают туда невидимые узы. Эти узы вам необходимо разорвать; и так во всем.

Если вы курильщик и испытываете потребность выкурить сигарету - не курите без всякого сожаления... Вы скажете, что это очень трудно. Трудно, но не невозможно. В дальнейшем в ходе обучения мы научимся желать, сделаемся хозяевами своих желаний. Сейчас же мы имеем личность, которую нам навязали обстоятельства, а не ту личность, которую хотели бы иметь - бессмертную личность.

После этого отступления о привычках вернемся к табаку. Прекрасным упражнением воли является следующее: курить умеренно потом без всякого внешнего мотива (внешнего для вашей воли) отказаться от курения на несколько часов, на несколько дней, или на друге период, просто потому, что мы так хотим, а не будучи принужденными этому. Однако прежде хорошенько изучите действие табака на ваш организм. Если он вам вреден, хотя бы в самой маленькой степени, откажитесь от него. Различие индивидуальных реакций на табак очень велико.

Вообще надо избегать всего того, что уменьшает крепость сердца.

То же самое относится и к употреблению кофе и чая.

Как вы увидите в дальнейшем, в разделе "Практика" будут опубликованы упражнения, эффект от которых учащийся может получить не посвящая упражнениям, в собственном смысле этого слова, более нескольких минут в день. Тем не менее, для продвинутого обучения с того момента, как он вступил на практический путь, он должен рассматривать обучение как самую главную вещь в мире, которой должно быть подчинено все остальное.

 

Статистика

Количество просмотров материалов
281344